02.07.2021
День борьбы с контрафактом отмечался месяц назад, 10 июня. Эта проблема остается актуальной не только на территории России, но и во всем мире. В связи с пандемией коронавируса, снижением заработной платы контрафактная отрасль обрела второе рождение. О том, какие перспективы ожидают рынок подделок, рассказали наши специалисты.
Объем контрафакта за пять лет обязательной маркировки удалось сократить вдвое. За счет официальных продаж реализация обуви и меховых изделий выросла в разы. Точки реализации фальсификата плавно переместились с точек в торговых центрах и несетевой розницы на сервисы онлайн-объявлений или маркетплейсы. Оптовые рынки служат определенными хабами, откуда продукция растекается дальше по территории страны. Маркетплейсы пользуются тем, что покупатели не могут заранее изучить товар и проверить его на предмет подлинности. Когда контрафакт реализуется поштучно, клиент осознанно совершает выбор.
Нелегальный оборот товаров приводит к потерям мировой экономики в более чем 2 триллиона долларов. В России же оборот контрафакта составляет около 4% ВВП страны или же 5.2 триллиона рублей. Наиболее часто подделывают детские товары, в том числе игрушки, электронику, парфюмерию и бытовую химию. Для борьбы с подделками государство внедряет системы отслеживания от места производства и до конечного потребителя.
Сдерживать число подделок, чтобы снизить объем контрафакта, становится тяжело, в особенности это касается подделок табака. До того, как в 2013 году был принят антитабачный закон, число контрафакта составляло менее процента. После того, как акцизы были подняты, подпольная торговля резко возросла. В 2020 году можно с уверенностью сказать, что каждая шестая проданная пачка была продана нелегально. Основным поставщиком подделок по-прежнему остаются страны-участницы ЕАЭС.
На базе ГИСП - государственной информационной системы промышленности до конца 2022 года планируется реализовать автоматический контроль за продукцией. Приоритетными отраслями остаются фармацевтические препараты, пищевая промышленность, электронные товары, строительство, сельское хозяйство.
Для противодействия борьбы с контрафактом необходимо контролировать их реализацию на маркетплейсах, а значит, нужно разработать единый механизм по работе в данной отрасли. Арендодатели, которые сдают в аренду площади для реализации подделок, также должны нести ответственность. Таким образом, им станет невыгодно сотрудничество с теми, кто занимается незаконным предпринимательством.